Профессия для подростка – как помочь выбрать?
У каждого взрослого есть история, кем он хотел быть в детстве, потом в юности . Иногда это очень смешные истории, например, как у меня- я хотела быть хлеборобом, некоторые через игру получают прогнозы на жизнь – ребенок всех рассаживает и выдает ручки с листками – всех организует вместо игры в «лова» в какую-то писанину по системе, и потом становится адвокатом.
Статистические данные ВЦИОМ (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija) подтверждают, что на выбор профессии четверти россиян повлияли собственные увлечения и интересы (27%), каждый пятый выбирал работу по стечению обстоятельств (22%), 17% руководствовались оплатой труда, 15% ориентировались на престиж профессии, возможность карьерного роста, 12% — на востребованность профессии на рынке труда.
Возраст и выбор профессии
Половина молодых людей (18-24 года) выбирали профессию под влиянием собственных увлечений и интересов (48%), одинаково часто они полагались на оплату труда и престиж (по 23%), а также на востребованность профессии на рынке труда и стечение обстоятельств (по 13%). Престиж профессии и возможности карьерного роста при выборе профессии для этой возрастной категории более значимы, чем для граждан других возрастов.
Многие родители обвиняют подростков в том, что им ничего не надо, только гаджеты на уме. Они конечно пробовали обучать программированию и робототехнике, но у подростков желание поглощать, а не создавать. И мы, как родители и учителя не конкуренты красочности и контенту.
Придумано много тестов, для первичного определения склонности подростка, например тест Климова, пройти его можно быстро и сразу в интернете расшифровка есть. А что дальше делать?
Для вас родители- наблюдать и при первой возможности (финансовой и временной) пусть подросток попробует. Есть, кстати 2 категории родителей- которые заставляют детей заниматься тем, что начали, и вторая категория- смена кружка, школы, это норма- ребенок поверхностно пробует, разочаровывается и переключается на другое хобби.
Путь взращивания личности важнее профессии. Иногда, подростки уподобляются желанию пойди за компанию с другом, или потому, что это решение семейного совета, у каждого по-своему складывается путь к самореализации.
Мы, взрослые ответственны за то, что бы дети были счастливы и здоровы. Как помочь, что бы профессия соответствовала знания, умения, темпераменту, рынку труда?
Я знаю, только один путь воспитание личности- через повышение самооценки, снятия тревожности, развитию эмоционального интеллекта- это долго, дорого и затрагивает интересы самого родителя в первую очередь. Выстраивать свою жизненную позицию приходится, как взрослому - делать ошибки, нести ответственность, и помнить, что это нормально, и все к этому уважительно относятся. Да, создавать уважение и доверие. Это самый верный путь – дети не являются нами, не являются нашей собственностью, и любить их безоценочно очень сложно.
Новое поколение России нуждается во всеобщей поддержке, в период СВО дети продолжаю расти и думаю о своем трудоустройстве или занятости в предпринимательской сфере.
Курсы, группы по интересам, психотерапевтические группы - все помогает в профориентации и социализации. Модное течение - после школы пойду поработаю, потом поступлю стало распространятся.
Главное пожелание родителям- наблюдать, подсказывать, направлять, самим не волноваться.
Ваш ребенок будет точно не как у всех, потому, что ваша задача, что бы он был счастлив и работу работал с любовью))
С чистыми намерениями,
Президент фонда «ЛАДА»
Сокорева Юлия